Проекты 2020 года


Название проекта:

Одобрено Хакерспейс «Люди будущего»

Номер:Д20-1-ДЕ-012Одобренная сумма: 750000 руб.
Заявитель:ДМОБФ ПОДДЕРЖКИ МАОУ ГИМНАЗИЯ № 10 ИМЕНИ А.Е. БОЧКИНА "ДИВФОНД".

Краткое описание проектаСегодняшний день диктует новую модель развития российских городов, основанную на инновациях и высоких технологиях. Города постепенно превращаются в интеллектуальные системы. Цифровая трансформация затрагивает все основные направления функционирования города: здравоохранение, образование, энергетику, транспорт, управление ресурсами и городским пространством. Повышение нагрузки и новые требования к эффективности городской инфраструктуры делают ее интеллектуализацию жизненно необходимой. Поэтому умный город (smart city) сегодня не роскошь, а условие позитивных преобразований.  Для г. Красноярска уже разработана подробная концепция по переходу к электронным сервисам во всех сферах жизни города. План по развитию так называемого «Умного города» опубликован на сайте администрации города Красноярска. Подразумевается создание различных сервисов по контролю общественного транспорта, сферы ЖКХ, безопасности в городе. Город Дивногорск также имеет положительный опыт использования энергосберегающих и экологических «умных» технологий. Так, например, в городе построен энергосберегающий дом, «умные» водоочистные сооружения, работают предприятия переработки вторичного сырья. По итогам опроса Houzz & Home, около 25 % домовладельцев считают внедрение технологий умного дома на сегодняшний день весьма актуальной задачей. И, конечно, подрастающее поколение должно стать грамотным пользователем таких ресурсов и технологий, но образовательных ресурсов в рамках даже современной школы недостаточно в связи с тем, что реальные технологии развиваются быстрее, чем школьная программа предмета «Технология». Воспитание человека, который станет не только активным пользователем технологий «умного города», но их создателем и разработчиком, является одним из требований современного общества.

     Ещё одну проблему воспитания человека будущего выявила реализация проекта гимназии «Центр семейных практик «КОЛЕСО»» - это коммуникативные дефициты в выстраивании партнерских взаимоотношений «ребенок-взрослый». В центре «Колесо» дети дошкольного и младшего школьного возраста при совместной деятельности «РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК», организованной в форме конструкторских и исследовательских лабораторий, исследовали мир. Итоговый опрос участников проекта (ссылка) показал, что 100% родителей хотели бы, чтобы их дети учились работать в команде, выстраивая партнерские рабочие и образовательные взаимоотношения не только со сверстниками, но и со взрослыми специалистами, особенно в процессе изучения современных технологий. Но такого места, где дети смогут общаться на равных со взрослыми специалистами, делая одно дело, изучая новые перспективные технологии, создавая общее новое знание в городе нет.  Проблему дефицита в формировании и развитии партнерских детско-взрослых взаимоотношений позволит решить практика создания хакерспейса для детей в возрасте 8-16 лет и взрослых (родителей, выпускников гимназии, специалистов), которые хотят помочь воспитать умных и любопытных людей будущего. Таким образом, в идее создания хаперспейса заложена и идея преемственности двух проектов – проекта «Колесо» и настоящего проекта, что делает его еще более ценным.

Комментарии экспертовЭксперт: В 2018 году организацией реализован проект в данном направлении. Команда проекта представлена специалистами гимназии и других образовательных организаций города Дивногорска. Члены команды имеют непосредственное отношение к проекту "Колесо", реализованному в 2018 году заявителем. Тематика проекта довольно актуальна, в описании проблематики нет акцента на социальный эффект и его социальную значимость. Есть отсылка к опросу потенциальных участников проекта, выражающих заинтересованность в его реализации. Для такого города как Дивногорск тематика проекта безусловно является инновационной, если проект не превратится в лабораторный, а действительно выйдет из стен школы в местное сообщество.   Необходимо провести более детальный анализ рисков, , чтобы исключить критические ситуации в период реализации проекта. Сейчас анализ не достаточно подробен и меры по устранению рисков предложены слабые. Письма поддержки от партнерских школ и других образовательных организаций не содержат описания видов предоставляемой проекту поддержки,  письмо Гимназии № 11 (Красноярск) адресовано другому проекту данного фонда.в бюджете вклад партнеров не учтен не описаны социальные эффекты  дальнейшее развитие команда представляет только в формате презентации результатов местному сообществу информация о фонде есть на сайте лицея (только в виде его устава) в качестве вклада представлен волонтерский труд.

Эксперт: В проектной заявке информация о команде, ее проектном опыте и компетенциях представлена частично (общими фразами). Проект безусловно актуален, имеет высокую социальную значимость. Учитывая темпы цифровизации в нашей стране и регионе. В целом проект не носит инновационного характера, но это не отменяет его позитивного влияния на развитие молодого поколения. Местами организационный план слишком сжат, что может вызывать риски в части вынужденной корректировки сроков (например, п.1 - п.5). п.2 - проведение информационной PR-кампании было бы целесообразно использовать не только в рамках знакомства жителей с проектом, но и на протяжении реализации всего проекта. Проведен неплохой анализ рисков, но не продуманы меры по их решению. Для укрепления проекта и более эффективной реализации необходимо выстраивать отношения с бизнес-сообществом. Например, на базе Общественной палаты или Точки кипения - Красноярск.   К сожалению, у команды нет видения того, как можно продолжать данный проект после его реализации в рамках грантовой программы.    

Эксперт: У организации есть опыт реализации образовательных проектов, в том числе все члены команды  имеют педагогическое образование. Создание креативного детско-взрослого пространства  для совместной (детско-взрослой) проектной деятельности в области науки и технологий безусловно будет способствовать  развитию подрастающего поколения в соответствии с вызовами  и восполнять   коммуникативные дефициты в выстраивании партнерских взаимоотношений «ребенок-взрослый».  Но при реализации проекта хотелось бы , чтобы проектная команда более детально продумала дальнейшее развитие проекта, а также перспективу тех совместных проектов, которые будут рождаться из проектной деятельности. Публичные презентации перед различными аудиториями безусловно важны как навык, но они являются всего лишь частью технологии.  Хотелось бы понимать всю технологию: погрузились-вместе поработали- создали продукт и далее что? И вот тут нужны четкие варианты алгоритмов действий и перспективные возможности, а это значит нужно выходить из образовательного пространства в сообщество, выстраивать связи с различными сообществами и создавать реальные практические площадки для внедрения тех наработок, которые были сделаны.  Иначе проект всего лишь образовательный, а не социальный.

« Назад к списку проектов